Цель данной информации не опорочить историческую личность и не превознести её, не навязать какую-то религию и не высмеять веру, цель — в другом: рассказать интересные факты о людях, которые до сих пор интересны миллионам, и о жизни которых написаны и ещё будут написаны сотни книг, различных трактовок биографий, исторических расследований, хвалебных од, скандальных разоблачений…
«Люди бывают неразумны и эгоистичные всё равно — прощайте их. Если вы проявляли доброту, а люди обвинили вас в тайной личной корысти — всё равно проявляйте доброту. Если вы добились успеха, то у вас может появиться много мнимых друзей и настоящих врагов — всё равно добивайтесь успеха. Если вы честны и откровенны, люди будут вас обманывать — всё равно будьте честны и откровенны. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье — всё равно стройте. Если вы воспарили на крыльях счастья, люди будут вам завидовать — всё равно будьте счастливы. Добро, которое вы сотворили сегодня, назавтра люди забудут — всё равно творите добро. Делитесь с людьми лучшим, что у вас есть, хотя этого никогда не будет достаточно — всё равно делитесь самым лучшим, что у вас есть. В конце концов вы увидите, что это всё происходит между вами и Богом и никогда не было между людьми и вами» — эти слова были сказаны одной из самых милосердных женщин ХХ столетия. Но милосердие у нее было своеобразным можно даже сказать противоречивым.
Мать Тереза Калькуттская (Агнес Гонджа Бояджиу. (1910-1997) — католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации, занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979) причислена католической церковью к лику блаженных. Всемирная слава к её организации пришла в 1969 году, когда по заданию ВВС журналист Малкольм Маггеридж снял восхваляющий ее документальный фильм.
Агнес Гонджа Бояджиу родилась в македонском городе Скопье в весьма обеспеченной семье католиков албанки и румына. Когда Агнес было 9 лет умер глава семейства Никола. Никола был ярким националистам. Убили его из-за политической оппозиции — он выступал за очищение любимого города Скопье от славян (сербов, македонцев и болгар) и присоединение города к Албании. После окончания гимназии в 18 лет Агнес Бояджиу уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сёстры Лорето» и больше никогда не говорила народном языке. В 1931 году она приняла постриг и взяла имя Терезы в честь канонизированный в 1927 году монахини-кармелитки Терезы, известной своей добротой и милосердием. Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии.
10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию «Сёстры Миссионерки Любви», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. Спустя два года ей от отдали храм богини Кали в Калькутте, где был открыт «Дом для умирающих», обслуживаем несчастных жителей которого занимались монашки «Сёстры миссионерки любви».
Что эти «Дома для умирающих» представляли собой на самом деле, рассказала в документальном фильме «Ангел из ада» Мэри Лаудон, работавшая в одном из них. «Первое впечатление было, как будто я вижу кадры из нацистского концлагеря, так как все пациенты были обриты нагло. Из мебели только раскладушки и примитивные деревянные кровати. Два зала. В одном медленно умирают мужчины, в другом — женщины. Практически никакого лечения, из лекарств только аспирин и другие дешёвые препараты. Капельниц не хватало, иглы использовались многократно. Монахини промывали их в холодной воде. На мой вопрос: почему они не делают их дезинфекцию в кипятке, мне ответили, что это не нужно и на это нет времени…» Неоднократно отмечалось, что там практически не заключают трудовые договоры с врачами, а всю основную работу выполняют трудящиеся бесплатно волонтеры, поверившие в миф об учреждениях матери Терезы. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, перенос болезней от одного пациента к другим, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих. Последняя святая фактически запретила, заявив: «Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания. Мучение означает, что Иисус вас целует». В результате, болевой шок стал причиной смерти для многих. Поэтому чем сильнее страдал больной, тем легче было его убедить, что для избавления от страданий надо стать католиком, Иисус Христос поможет тебе. Обряд крещения в «Домах для умирающих» проходил также просто, как и всё остальное: больному покрывают голову мокрой тряпкой и читают соответствующую молитву. А дальше, если пациент после этого выживет, то всем расскажет, что это стало благодаря переходу в католицизм, а если не выживет, то ничего не расскажет.
С 1965 года деятельность монашеской конгрегация, основанной матерью Терезой, переступили границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 в странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах. Благодаря массированной пропаганде, миллионы людей поверили всемирной благодетельнице несчастных и высылали ее ордену свои пожертвования. Кроме Нобелевской премия Мать Тереза и орден получили еще десятки премий от различных организаций на огромные суммы. Однако о том, как они расходуются, нобелевская лауреатка говорить не любила. На просьбу журналистов об интервью она обычно отвечала: «Пообщайтесь лучше с Богом«. Самый мощный скандал, связанный с расходованием пожертвований, полученные Агнес Бояджиу, произошел в 1991 году когда немецкий журнал Stern на основе документов опубликовал информацию о том, что только 7% пожертвований идёт на лечение больных. Гигантские суммы оседали на счетах банка Ватикана в Риме. Ради пожертвований она общалась с диктаторами многих народов. В 1981 она посетила Гаити, где правил Жан-Клод -Дювалье получивший власть после смерти отца-диктатора. Казалось, что хорошего можно сказать о ситуации в самой бедной стране западного полушария и одной из беднейших в мире, где процветают коррупция и болезни, и где семейством Дювалье совершено 60 тысяч явных и тайных политических убийств. Мать Тереза заявила что нигде в мире не видела такой близости между бедняками и руководителем государства. За свои заявления она получила от гаитянского диктатора 1.5 млн долларов. Другим известным дарителем, облагодетельствовавшим мать Терезу на 125 млн. долларов был американец Чарльз Китинг. Позже, когда он попал под суд за то, что ограбил 23 тысячи вкладчиков своего фонда на 252 млн. долларов, мать Тереза послала письмо с просьбой о помиловании верного и щедрого сына католической церкви. В ответном письме прокурор Пол Терли написал, что «церковь не должна позволять использовать себя как средство для успокоения совести для преступника» и предложил Агнес Бояджиу вернуть полученные от Кинга деньги тем, у кого они были украдены. В ответ — тишина.
Путешествуя по всему миру Агнес Бояджиу везде требовала запрет на разводы, так как каждый брак освещен Богом. Однако, когда другая её подруга принцесса Диана развелась с принцем Чарльзом, то она объявила что это правильное решение, «так как из семьи ушла любовь». Не смотря на то, что Агнес Бояджиу везде призвала к скромному крестьянскому образу жизни, сама она во время своих многочисленных путешествий по миру предпочитала передвигаться в персональных самолетах и вертолетах, останавливаться в самых фешенебельных резиденциях. Кроме того она требовала полного запрета всех видов контрацептивов, а при напоминании о том, что они препятствуют распространению СПИДа заявляла, что СПИД это «справедливое возмездие за неправильное сексуальное поведение». Ненавидела она и феминизм и призывала женщин :предоставить мужчинам делать всё то, к чему они лучше приспособлены. Однако, когда её подруга премьер-министр Индии Индира Ганди начала насильственную стерилизацию бедняков, то матушка Тереза полностью поддержала эту компанию. Правда, в 1993 году снова изменила свою позицию и осудила четырнадцатилетний ирландскую девушку, которая сделала аборт после изнасилования.
В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии. Мать Тереза однажды сказала о своём служении, что оно основано на её вере в Христа: «Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели его».
В 1983 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у матери Терезы случился сердечный приступ, страдать и испытывать боль она не хотела, а также не стала пользоваться услугами своих медучреждений, а отправилась лечиться в одну из самых дорогостоящих клиник в мире — в Калифорнию где ей вживили искусственный кардиостимулятор. Согласно некоторым источникам, в частном порядке мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались вплоть до самой её смерти, в течение которых «она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в причастии» как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком. Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры: «Где моя вера? Даже глубоко внутри… нет ничего кроме пустоты и тьмы… Если бог существует — пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою душу… Как болезненна эта неизвестная боль — у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения… Для чего я борюсь? Если нет бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус, ты тоже неправда». Исповедавшись архиепископу Калькутты Генри Себастьян Д’ Сауза она сказала, что предполагает, что причина её болезней кроется в том, что в неё вселился дьявол. Именно поэтому она потеряла веру в Бога и именно поэтому на неё свалились хвори. С согласия Терезы и священника был проведён обряд экзорцизма — изгнания бесов.
В 1991 году после сражения с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против. В апреле 1996 года Мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболела малярией, а также страдала недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается.
Оправившись, мать Тереза заявила, что действительно была одержима. Она поведала, что видела мир в другом свете — таким, каким видят его дьявольские сущности, она допускала в голову глупые мысли и совершала поступки, о которых не желает говорить. Лишь после обряда экзорцизма она признала, что ошиблась и что Бог есть. С её слов, после изгнания она долго не могла прийти в себя, пока однажды во время сна не оказалась в белоснежной комнате, где к ней подошёл человек в белой одежде с длинными волосами и голубыми глазами. Других подробностей она не сообщила, сказав лишь, что это и был Бог, который велел ей готовиться к жизни в раю, поскольку несмотря на одержимость, случившуюся в последние годы, большую часть жизни она прожила праведно. В 1997 году в Калькутте на 88 году жизни мать Тереза умерла. После ее смерти Ватикан на протяжении 19 лет пытался канонизировать ее, и придумав «очередное чудо» в 2016 году причислил ее к лику блаженных.
Когда итальянец Джорджио Бруско, лично знавший мать Терезу отбывающий тюремное заключение за руководство мафии, узнал о её канонизации, он сказал если она святая, то я — Иисус Христос.
(В статью также вошли материалы: Информационное агентство «Кокшетау Азия»; Газета «Вечерняя Москва»)