Свобода от Четырех Привязанностей или цепляние за свои страдания.

Чогье Тричен Ринпоче. Свобода от четырех привязанностейВаджрадхара Чогье Тричен  Ринпоче «великий святой держатель сокровищ самых тайных  духовных  наставлений», не имеющий  равных  в своей доброте, преподавал и продолжает преподавать обширные  и глубокие учения во всех  направлениях. Комментируя известные наставления  Дракпа Гьялцэна «Свобода от Четырех Привязанностей»  он дает простые и понятные советы в форме  ключевых слов.

«В чём же состоит ущербность мирского бытия? В сущности, она сводится к трем видам страдания: страданию страдания, страданию перемены и страдания обусловленных явлений. В эти три категории включены всевозможные мучения, которое мы испытываем. Если вы правильно изучите характер самсарного бытия, вам станет ясно, что оно полностью охвачено этими тремя видами страдания».

«Во-первых, страдание страдания — это мучение трех низших миров.

Если Вы хорошо подумаете над ним, ваша кожа покроется мурашками.

Если же вам доведется его испытать, вы этого не перенесете.

Те, кто не практикует добродетель, чтобы избежать этих страданий,

Лишь производят (причины для рождения) в низших мирах.

Где бы они ни находились, они ничтожны».

Говоря вкратце о первой категории страдания, подчеркнем, что оно в первую очередь относится к мучениям низших миров, а именно к адам, голодным духам и животным. Адские мучения обязаны терпеть непереносимый жар и холод. Существа, рождающиеся голодными духами, постоянно мучаются от голода и жажды. Животные страдают от своей полной тупости, эксплуатации, пыток, страха из-за постоянной беззащитности и пр. Кармическая участь существ трех низших миров очень горька и трагична; чтобы они не делали или не пытались сделать, их усилия приносят им лишь больше и больше мучений. Если вы родитесь в низших мирах, вы не сможете избежать такой участи. Существа в низших мирах вынуждены безнадежно пытаться избавиться от своих страданий. Однако в результате получают их ещё больше. Страдания существ в низших мирах бесконечны и непрерывны. Их мучения никогда не ослабевают и не дают им передышки, чтобы насладиться счастьем. Страдания низших миров настолько интенсивно, что существа, рождающиеся в этих условиях, не имеют никакой возможности для духовного продвижения. Нам действительно повезло, что мы сейчас не находимся в трех низших мирах, так как, попав в эту ситуацию, у нас не будет никаких возможностей спасти тебя. Таково страдание страдания. Чтобы суметь глубоко отречься от самсары, вам нужно внутренне ощутить ситуацию в низших мирах. Каким образом можно устранить причины, ведущие к рождению в этих мирах? Поскольку рождение в аду причиняется гневом, то каждый раз, когда вы начинаете злиться, напоминайте себе, что это приводит к адскому рождению. Когда у вас проявляется жадность, вспомните о рождении голодным духом, которое происходит в результате этих эмоций. Когда же ваш ум помрачается тупостью, сомнениями или заблуждением, припомните, что эти состояния ведут к рождению среди животных. Таким образом вы практикуете очень важный аспект памятования и осознанности. Если вы по-настоящему осмыслили характер мирского существования, то почему вы по-прежнему продолжаете накапливать причины, ведущие к таким мучительным переживаниям? Если вас пугают страдания адских мучеников, голодных духов и животных, то почему бы вам не посадить семена счастливых рождений вместо того, чтобы выкладывать дорогу к низшим миром?

«Осмысливая страдание перемены, вы видите

Перемещения из небесных обителей в нитзшие миры;

(Бог) Шакра перерождается обычным существом,

(Боги) солнца и луны оказываются в потёмках,

А вселенский монарх Чакравартин рождается рабом».

Второй тип страдания —  страдание перемены. Тогда как страдание страдания включает все муки низших миров, страдание перемены в основном относятся к существам высших миров сансары. Если нам хочется понять смысл страдания перемены, мы можем начать с простого наблюдения за преходящей природой всего сущего. Наступит такой день, когда никого из нас не останется. Есть бесчисленные примеры того, как существа, родившиеся в высших мирах, падают после этого в низшие. Исключения не составляет даже Всевышний творец Брахма и Шакра (или Индра), являющийся повелителем самсарных богов и нашего земного мира. Они могут наслаждаться своим счастьем так долго, что этот срок может казаться вечностью, но на самом деле позже, как только исчерпана их благая карма, они попадают в услужение к различным существам низшего происхождения. Подумайте и о тех богах, которым принадлежат солнце и луна. Они, обладая силой освещать наш мир, подобны царевичам нашей галактики. В буддийской мифологии солнце и луну считают не планетами, а детьми богов, которым принадлежат огромные территориальные владения и небесная дворцы, излучающие свет, подобно лучам солнца. Однако в будущем они неизбежно рождаются в таких темных местах, что не могут разглядеть даже свои вытянутые руки или сверкать как светлячки. Результаты страдания перемены абсолютно неизбежны. Даже самые могущественные вселенские правители, которым подвластна целая галактика, в следующих рождениях оказываются в рабстве или тюрьме. Им приходится работать грузчиками или просить милостыню на пропитание, а их прошлое владычество им абсолютно не доступно. То же самое и с царями, премьер-министрами и всеми правителями и руководством. В какой-то день они могут обладать огромной силой, а на следующий день окажутся бессильными. Хотя некоторые существа попадают в высшее мира, они однако, не продолжают творить добродетель в этих рождениях, их накопленная заслуга истощается, несмотря на эфемерное счастье, испытываемое ими в данный момент. Когда исчерпан запас благой кармы, существа вынуждены переживать падение, если за свою жизнь не смогли накопить добродетели. Понаблюдайте за такими поворотами судьбы, когда от многочисленного семейства остался лишь один человек, да и тот скоро исчезнет с лица земли. Просто взгляните на себя и вспомните все перемены, которые произошли с вашим здоровьем, с друзьями, с удачей и везением. Очень важно не цепляться за те ситуации, когда вам подворачиваются более благоприятные обстоятельства. Вместо этого учитесь сразу же отбрасывать пристрастия к обусловленному и эфемерному удовольствию, как только они возникают. Это ключевой момент, с которым вы должны подходить к страданию перемены.

«Размышляя над страданием обусловленных явлений,

Вы видите, что всяким делам нет конца,

Что страдают многие и некоторые,

Что мучаются как бедные, так и богатые».

Третий вид страданий — всеобьемлющее страдание обусловленных явлений. Даже если кто-то может справиться или смириться со состраданием перемены, то от всеобъемлющего страдания обусловленных явлений никуда не деться. Что это значит? Нам никогда не удастся завершить все свои дела и занятия, как бы мы не старались. У нас сохраняется бесконечное тревожное чувство, что мы должны ещё что-то сделать, и мы постоянно находим причины, чтобы занять себя чем-то. Мы чувствуем, что не можем остановиться, несмотря на то что даже не получаем удовлетворение от наших дел. Всё обусловлено, но не понимая этого, мы становимся жертвами своих бесконечных планов. Независимо от того приносят ли наши действия удовлетворения или нет, мы становимся рабами непрекращающегося бизнеса и тривиальных увлечений. Это один из центральных аспектов страдания обусловленных явлений. Чтобы понять это, важно задуматься над страданием, производимым занятостью, когда ум постоянно озабочен разнообразными задачами. Людям в принципе понятно, что нет такого времени, когда их усилия приносят удовлетворение и чувство, что всё завершено. И всё же нам не хватает мудрости просто остановиться. Делай дела, вы никогда не доделаете; они окажутся сделанными, только когда вы не будете их делать! Если вам не дано пока постичь, что делая больше вещей, вы не получите большего удовлетворения, по крайней мере не принуждайте себя их делать лишь для того, чтобы чем-то себя занять. Основное свойство наших активностей заключается в том, что они никогда не кончаются, чем бы мы не занимались. Вот почему сказано, что занимаясь чем-то, вы никогда ничто не завершите, так как все завершается, только когда это отложено в сторону! Поскольку нескончаемая природа мирских дел никогда не приносит настоящего удовлетворение от занятий ими, то почему бы вам не набраться храбрости их прекратить? Такая смелость и отчаянность достанется лишь тому, кто освобождается от привязанностей к сансаре. Когда в нашей жизни много людей, это не приносит какого-то реального удовольствия, равно как и в противоположной ситуации. Когда вас по жизни окружают многие люди, вы неизбежно сталкиваетесь с проблемами взаимоотношений, конфликтами и пр. Когда вам не хватает компании, кажется, что чего-то не достает, что-то не выполнено, и вы чувствуете недостаток поддержки в осуществлении дел. То же и с богатством, независимо от того, богаты ли вы или бедны. Когда нам чего-то не хватает, мы жаждем богатство, а когда завладели им, то не знаем что с ним делать. Ещё не было таких случаев, когда люди становились по-настоящему счастливыми от того, что разбогатели. Богатые страдают так же, как и бедные, просто их состояние ставит перед ними проблемы другого рода. Если вы исследуете это сами, то обнаружите, что счастье вовсе не означает — быть богатым, тогда как бедность не означает несчастье. В начале зажиточные люди создают пагубную карму, скапливая богатство, а затем вынуждены ревностно охранять свое имущество. Им кажется, что необходимо увеличивать свои владения, а в результате они становятся жадными и ничтожными. Их переполняют тревоги и подозрения в отношении намерений других. Таким образом, богатство становится тюрьмой, из которого нет выхода. У зажиточных людей есть имущество, прислуга и животные, однако их опасения увеличиваются пропорционально богатству. Как же они смогут избавиться от своего страдания, если причина их несчастья кроется именно в том состоянии, к которому они стремятся? Хотя они алчно жаждут разбогатеть, это не приносит им счастья, а наоборот, преумножает их страдания. Нам не удается признать эту истину из-за всеобъемлющего страдания обусловленных явлений. Мало кто может перехитрить принципы бытия и стать счастливым вопреки этим неизбежным законам — такова природа обусловленного. Каждый из нас обладает совокупностями (скандхами), составляющими наши бытие, а также сознанием, пребывающим внутри. Эти совокупности всегда находятся под воздействием всеобъемлющий природы страдания.

«Вся жизнь тратится на приготовления.

Каждый умирает, готовясь к чему-то.

Мы не перестаем готовиться даже в момент смерти,

Когда надо быть готовым к следующей жизни».

Поскольку характер всех обусловленных явлений лишён определённости, то какой смысл заниматься бесконечными тривиальными делами, не приносящими ни удовлетворения, ни реализации? Независимо от того, сколько лет мы потратим на приобретение богатства и владений, на образование и проч., всем этим приготовлениям никогда не наступит конца.  Обычная жизнь полностью поглощена планами и подготовками, тем не менее, когда мы приближаемся к моменту смерти, наши задачи остаются неразрешенными. Мы просто оказываемся в начале новой задачи умирания! Все эти бесконечные планы ведут нас в момент смерти к началу другой жизни, в которой опять ждет постоянная занятость, не доставившая нам никакого удовлетворения ни в одной из предыдущих жизней.

«Жалки те, кто привязан к этому мирскому бытию

Обладающему природой страдания»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *