Освобождение от страданий? Что говорит об этом буддизм?

Как освободиться от страданий?  Изучать буддизм!

Ключевые этапы продвижения практикующего на пути к достижению состояния  Будды  описал  патриарх школы Кагью тибетского буддизма Дже Гампопа, Дагпо Лхардже Сенам Ринчен (1079-1153).  В книге «Драгоценное украшение освобождения. Исполняющая желания драгоценность истинного Учения»  подробно описывается:

Исторический Будда Шакьямуни родился более 2550 лет назад и считается четвёртым из тысячи будд, которые должны появиться в нашем мире за все время его существования. Слово Будда — не имя собственное, а общее название тех, кто достиг окончательного пробуждения, то есть полностью реализовал истинную природу ума, присущую любому живому существу. У всех обитающих в самсаре — обусловленном существовании — эта истинная природа омрачена затемнениями, или мешающими чувствами, устранить которые можно с помощью данных Буддой методов и учений. Учения Будды чрезвычайно многообразны, поскольку он давал их в соответствии со склонностями разных существ, и, вместе с тем, они не противоречат друг другу. Все эти учения можно свести к трем основным группам, которые традиционно называются «тремя поворотами колеса учения», а предлагаемые ими пути — «три колесницы».

Первый цикл — это учения, предназначенные тем, кто озабочен лишь собственной судьбой и стремиться достичь малой нирваны Покоя-освобождения от страданий обусловленного существования.Последователи этой традиции практикуют как аналитические медитации (рассмотрение аспектов четырех благородных Истин, звеньев взаимозависимого возникновения), так и неаналитические (медитация пребывания в умиротворении). На обыденном уровне это выражается в стремлении совершать благие  действия и избегать дурных поступков, руководствуясь  правилами добродетельного поведения, которые дал Будда. Такие практикующие в течение очень долгого времени постепенно очищаются и накапливают заслуги, что в конечном итоге приводит к прекращению страданий. Этот уровень учений был назван Тхеравада (Учение старейшин) или Хинаяна (Малая колесница, из-за «малой» мотивации достижения только собственного освобождения). Исторически этот вид учений процветал в Индии до первых нашей эры. Впоследствии его вытеснили более альтруистичные направления, и  он сохранился только на Шри-Ланке и странах Юго-Восточной Азии, где преобладает до наших дней.

Второй цикл учения предназначен для тех, кто хочет помочь всем страждущим существам уйти от ограничений обусловленного существования. Такие практикующие усердно трудятся для блага всех живых существ, развивая и используя сострадание, искусные методы и мудрость. На уровне философии и логики этот вид практики обосновывается блистательными трактовками Васубандху, Асанги, Нагарджуны, Арьядевы, Буддхапалиты, Бхававивеки, Чандракирти, Шантаракшиты, Дигнаги, Дхармакирти. Изощренная система логического анализа, присущая школам читтаматра («только ум») и мадхьямака («cрединность»), а также их многочисленным подразделениям, позволяет глубоко постичь сущность всех явлений на относительном и абсолютном уровнях. На практическом уровне идеал Бодхисаттвы осуществляется благодаря усердной практике парамит: щедрости, дисциплины, терпения, усердия, медитации и мудрости. Мотивация таких практикующих — благо для всех живых существ; именно из-за этого великого намерения учения второго цикла называют Махаяна (Великая колесница). Благодаря этим методам полная реализация — состояние Будды — достигается гораздо быстрее, чем посредством практики учений Малой колесницы. В начале нашей эры учения Махаяны начали широко распространяться в Индии, Афганистане, Средней Азия и Китае, а позже в V-VII веках, достигли Кореи и Японии.

Третий цикл ученийВаджраяна (Алмазная Колесница), или Тантра-яна (Колесница Тантр, которую иногда также называют Мантраяна, Колесница Мантр). Ее практикуют те, кто чувствует особое доверие к неотъемлемо присущей каждому существу природе Будды и кто готовы использовать особые практики отождествление с особыми аспектами Будды. Считается, что эти учения, исходящие от исторического Будды, передавались внутри очень ограниченного круга практикующих-йогинм до тех пор, пока в  V-X веках в Индии не сложились условия, способствовавшие широкому распространению этих учений. Помимо искусных и глубоких методов, для этого уровня учений характерен акцент на неразрывную связь «учитель-ученик». Именно благодаря постоянной поддержке, благословению и защите учителя ученик, в зависимости от способностей и усердия, может достичь окончательного освобождения за очень короткий срок, иногда всего за одну жизнь. Пережив свой рассвет в Индии, учение Ваджраяны особенно широко распространилась  в Тибете и Китае, а затем в той или иной форме достигли сопредельных стран. В настоящее время этот вид учения Будды является наиболее динамично развивающимся направлением буддизма в Европе и Северной Америки.

Следует добавить, что приверженность второму или третьему пути не означает отказа от более простых методов предыдущих уровней — напротив, более высокий уровень предполагает использование дополнительных методов на основе более простых, и это приводит к несравнимо более быстрому достижению окончательного освобождения. Традиционно считается, что Будда оставил 84 000 учений, которые являются противоядиями от такого же количества мешающих чувств, или затемнение (санскр. клеша). Кроме того, такое огромное разнообразие практик гарантирует, что каждый человек найдет наиболее подходящий для себя способ и с его помощью сможет достичь конечной цели, как относительной — лучшей жизни, лучшей смерти и лучшего перерождения, так и абсолютной — достижения состояния Будды, истинной природы ума каждого существа.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *